Управление экономики и бюджетного планирования города Нур-Султан
Декабрь 6, 2018

Справка об итогах социально-экономического развития города Астаны за 2018 год

Промышленность

За январь-декабрь 2018 года произведено промышленной продукции на 601,7 млрд. тенге, с ростом к соответствующему периоду прошлого года на 6,7% .

В обрабатывающей промышленности рост составил 8,8% или 505,1 млрд. тенге, в том числе:

в производстве напитков – на 35%;

в машиностроении – на 11,2%;

в производстве продуктов химической промышленности – на 46,1%;

в производстве бумаги и бумажной продукции – на 1,1%;

в металлургической промышленности – на 12,9%;

в производстве одежды – на 49,8%;

в производстве продуктов питания – на 5,4%.

На территории Индустриального парка № 1 введены в эксплуатацию 7 проектов на общую сумму 10,5 млрд. тенге, с созданием порядка 730 постоянных рабочих мест.

 

Внешнеторговый оборот за январь-ноябрь 2018 года составил 6 420,9 млн. долларов США и увеличился на 74,2% к соответствующему периоду 2017 года, в том числе экспорт товаров – 4 911,2 млн. долларов США повысился в 2 раза, импорт снизился на 1,5% и составил 1 509,7 млн. долларов США. Сальдо внешнеторгового баланса сложилось 3 401,6 млн. долларов США.

В рамках Евразийского экономического союза объем товарооборота города за январь-ноябрь 2018 года составил 1 716,1 млн. долларов США, что на 16,7% больше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (в 2017 году – 1 470,1 млн. долл. США).

Экспортные поставки увеличилась на 50,8% и составили 117,5 млн. долларов США.

Импортные поставки составили 1 598,5 млн. долларов США, что на 14,8% выше в сравнении с показателем 2017 года.

 

Предпринимательство

Число действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) на 1 января 2019 года составило 124 685 единиц и увеличилось на 28,2% (2017 год – 97 251 единица).

Выпуск товаров (работ, услуг) субъектами МСП за январь-сентябрь 2018 года составил 3 498,6 млн. тенге и по сравнению с 2017 годом увеличился на 21,9% в номинальном выражении (2017 год – 2 677,5 млн. тенге).

Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» (далее – Программа).

На 3 января 2019 года в рамках Программы одобрено 184 проекта на сумму 33 604,5 млн. тенге, в том числе:

по субсидированию процентных ставок – 159 проектов на сумму кредитной линии через банки второго уровня (далее – БВУ) 33 535,4 млн. тенге;

производственной инфраструктуре – 1 проект на сумму 14,6 млн. тенге.

Справочно: с начала реализации Программы всего одобрено 1 080 проектов на сумму 185 686,4 млн. тенге, в том числе по:

субсидированию процентной ставки – 839 проектов, кредитная линия 181 973,9 млн. тенге;

производственной инфраструктуре – 40 проектов на сумму 3 122,6 млн. тенге (электроснабжение, ремонт дорог, канализация, водоснабжение, перенос паротрасс и другие);

в рамках гранта одобрено 201 проект на сумму 589,9 млн. тенге.

По гарантированию кредитов – 290 проектов на сумму выплаты гарантий 2 965,6 млн. тенге.

На предприятиях города сохранено свыше 9,0 тыс. имеющихся и свыше 5,3 тыс. новых рабочих мест, в доход бюджета поступило 21,5 млрд. тенге налоговых платежей.

Всего на реализацию Программы из республиканского бюджета (далее – РБ) выделено и освоено 12,4 млрд. тенге.

Объем выделенных средств на 2018 год – 3,9 млрд. тенге, из них:

на субсидирование процентной ставки – 3,6 млрд. тенге;

на гарантирование кредитов – 258,0 млн. тенге;

на гранты – 128,0 млн. тенге.

Работа в данном направлении будет продолжена, планируется создать дополнительно свыше 350 рабочих мест.

Центром обслуживания предпринимателей города Астаны с начала 2018 года 45 проектов сопровождены до одобрения на общую сумму 2 148,5 млн. тенге.

С начала реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» по городу Астане на микрокредитование субъектов малого предпринимательства выделено 1 220 млн. тенге.

Справочно: в 2017 году выделено 456,0 млн. тенге, в 2018 году – 536,0 млн. тенге.

В ноябре 2018 года из МБ дополнительно выделено 228,5 млн. тенге. В настоящее время ведется работа по распределению данных средств среди БВУ.

Итого в 2018 году на реализацию Программы выделено 764,5 млн. тенге.

На сегодня профинансировано 72 проекта на общую сумму 884,0 млн.тенге (в сфере услуг поддержано 26 проектов, транспорта – 3 проекта, торговли – 23 проекта, в производстве – 8 проектов, общественного питания – 6 проектов и других 6), из них:

1) в 2017 году по микрокредитованию поддержано 40 проектов на сумму 475,0 млн. тенге, из которых 22 проекта начинающих предпринимателей, по гарантированию – 34 проекта на общую сумму гарантий 225,1 млн. тенге.

Справочно: в 2017 году выделено 456,0 млн. тенге, которые размещены в БВУ: АО «АТФ Банк» – 22,4 млн. тенге, АО «Сбербанк» – 100,0 млн. тенге, АО «Нурбанк» – 100,0 млн. тенге и АО «Народный банк Казахстана» – 233,6 млн. тенге;

2) в 2018 году по микрокредитованию поддержано 32 проекта на сумму 409,0 млн. тенге, из которых 30 проектов начинающих предпринимателей.

На рассмотрении в БВУ находятся 2 проекта на общую сумму 24,0 млн. тенге, а также на стадии выдачи кредитов 12 проектов на сумму 184,4 млн. тенге.

Справочно: в 2018 году выделено 536,0 млн. тенге, которые размещены в БВУ: АО «АТФ Банк» – 40,5 млн. тенге, АО «Сбербанк» – 295,0 млн. тенге и АО «Народный банк Казахстана» – 200,5 млн. тенге.

 

Строительство

Выполнено строительных работ на сумму 506,0 млрд. тенге. Индекс физического объема – 79,4%.

Причины снижения: высокая база прошлого года, которая обусловлена активными темпами строительства и вводом в эксплуатацию объектов в преддверии Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 (железнодорожного вокзала «Нұрлы жол», терминала Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев, торгово-развлекательного центра «Мега Silk way», гостиниц мирового уровня).

По итогам 2018 года за счет всех источников финансирования в городе Астане введено жилья общей площадью более 2 378,1 тыс. м2 или 100,8% к соответствующему периоду прошлого года.

В сфере жилищного строительства продолжена работа по реализации Государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер».

В рамках данной Программы было предусмотрено 14,2 млрд. тенге, которые исполнены в полном объеме, в том числе:

1,9 млрд. тенге – трансферты РБ;

11,1 млрд. тенге – заемные средства за счет выпуска государственных ценных бумаг;

1,2 млрд. тенге – средства МБ.

В отчетном периоде завершено строительство 4-х многоквартирных жилых комплексов (далее – МЖК) общей площадью 62,2 тыс. м2 на 635 квартир:

  • МЖК со встроенными помещениями и паркингом на пересечении улиц Орынбор и № 227;
  • МЖК на пересечении улиц № 23-31, 23-16, 23-17, 23-30, А98;
  • МЖК на пересечении улиц Е. Брусиловского и А. Иманова;
  • МЖК в районе пересечения улиц № 23-31, 23-16, 23-17, 23-30, А98.

Для сохранения темпов жилищного строительства, Комплексным планом развития города Астаны определены основные районы застройки, где будет продолжена работа по развитию и обеспечению инженерно-транспортной инфраструктурой.

 

Транспорт (объемы перевозки грузов)

За январь-декабрь 2018 года объем грузоперевозок в городе (с учетом оценки объема перевозок грузов нетранспортными организациями и физическими лицами, имеющими грузовой автотранспорт и занимающимися коммерческими перевозками) составил 153 140,6 тыс. тонн грузов. Грузооборот – 9 832,3 млн. ткм (108,8% к периоду 2017 года).

Пассажирооборот – 19 239,4 млн. пкм (100,6% к периоду 2017 года).

В 2018 году на ремонт автодорог столицы из бюджетов всех уровней выделено 12,6 млрд. тенге (в 2017 году – 10,5 млрд. тенге).

 

Инвестиции в основной капитал        

За январь-декабрь 2018 года освоено 1 056,7 млрд. тенге инвестиций в основной капитал (к январю-декабрю 2017 года – 100,7%).

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий – 65,5%, доля бюджетных средств – 14,4%, кредиты БВУ – 2,5%, заемные средства – 17,6%.

По формам собственности доля объема предприятий, организаций частной формы собственности составила 58,5%, собственности других государств, их юридических лиц и граждан – 23,7%, государственной формы собственности – 17,8%.

В целях улучшения инвестиционного климата и совершенствования механизмов привлечения инвестиций в город Астану, проведен анализ инвестиционного потенциала города с привлечением экспертов, в рамках которого определен ряд системных мер:

улучшение бизнес-климата, доступа к земле и недвижимости, доступа к инфраструктуре, в том числе совершенствование административного регулирования;

организация работы с инвесторами;

маркетинг инвестиционного продукта города.

Для реализации данных мер разработан и утвержден План мероприятий по реализации инвестиционной стратегии города Астаны на 2018-2020 годы (далее – План).

В частности, в рамках 3-го направления Плана «Маркетинг инвестиционного продукта города» проведен анализ 5-ти приоритетных секторов, которые дадут максимальный эффект: торговля и логистика, культура и спорт, креативные секторы, девелопмент, современное производство. По каждому из данных секторов разрабатываются конкретные инвестиционные продукты с целью предложения потенциальным инвесторам.

Акиматом города Астаны (далее – акимат) на заседаниях Регионального совета по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата города Астаны на системной основе ведется мониторинг проблемных вопросов инвесторов.

 

Инфляция

Уровень инфляции на все товары и услуги в декабре 2018 года к декабрю 2017 года составил 105,9% (по республике – 105,3%), в том числе: на продовольственные товары – 105,7%, непродовольственные товары – 108,2%, платные услуги – 103,7%.

В декабре 2018 года цены повысились на фрукты и овощи на 5,7%, яйцо – на 3,9%, алкогольные напитки, табачные изделия – на 1,3%, крупы, рис – на 0,9%, чай черный байховый, хлеб, безалкогольные напитки – на 0,8%, булочные и мучные кондитерские изделия – на 0,7%, мясо птицы – на 0,6%, сыр и творог, кисломолочные продукты, колбасы, изделия из мяса, масла и жиры, макаронные изделия – на 0,4%, рыбу и морепродукты, молочные продукты, мясо, муку – на 0,3%. Снизились цены на сахар-песок на 1,2%, масло растительное – на 0,1%.

Крупа манная подорожала на 1,7%, крупа овсяная – на 1,5%, крупа гречневая – на 0,7%. Из овощей: цены на огурцы увеличились на 29,9%, помидоры – на 21,4%, капуста белокочанная – на 17,2%, картофель – на 7,3%, лук репчатый – на 3,6%, морковь – на 3,2%, свекла – на 1,4%.

Автомобили подорожали на 1,2%, прочие предметы, приборы и товары личного пользования, фармацевтическая продукция, одежда и обувь – на 0,1%, дизельное топливо – на 0,4%, бензин – на 0,1%.

В сфере платных услуг: ритуальные услуги подорожали на 24,3%, ремонт мужской обуви – на 8,2%, путевки на экскурсии и отдых – на 0,4%. Тарифы на услуги воздушного пассажирского транспорта снизились на 7,5%, железнодорожного – на 0,5%.

Принятые следующие меры:

льготное финансирование в виде выдачи займов торговым объектам. Охвачено 11 крупных торговых сетей, зафиксированы цены по 15-ти категориям продовольственных товаров. Подписаны меморандумы о не превышении торговой надбавки 18%;

обеспечен прямой доступ производителям на Коммунальный рынок «Шапағат» (55 отечественных производителей), предоставлены места на городских сельскохозяйственных ярмарках, а также акиматом совместно с Акмолинской областью открыты три магазина сети «AQMOL», где представлена продукция аграриев по ценам производителя. С июня 2018 года проведено 7 ярмарок, реализовано более 1800 тонн продукции;

заключены договоры с крупными отечественными производителями-поставщиками мяса (ИП «Абай», ТОО «Агропродукт») на бесперебойную поставку мяса по фиксированной оптовой стоимости (1300 тг/кг), которые позволили зафиксировать цены на мясо (в рознице составляет 1350 тг/кг);

сформирован стабилизационный фонд по продуктам, наиболее подверженным риску удорожания (рис, гречка, сахар и картофель). Всего закуплено 2800 тонн продукции (1500 тонн сахара, по 500 тонн риса и гречки, 300 тонн картофеля). Продукция стабилизационного фонда реализуется на торговых рынках города по ценам ниже рыночных на 20%.

 

Налоги и бюджет

На 1 января 2019 года поступления в государственный бюджет в целом по городу Астане составили 1 135,0 млрд. тенге, при прогнозе 1 115,2 млрд. тенге, выполнение прогнозных показателей составило 101,8%.

В РБ при прогнозе 851,3 млрд. тенге поступило 867,0 млрд. тенге (101,9% к прогнозу).

В МБ поступило 268,0 млрд. тенге при прогнозе 264,0 млрд. тенге, выполнение прогнозных показателей составило 101,5%.

В целях увеличения налогооблагаемой базы реализуется комплекс мер, включающий:

повышение эффективности налогового администрирования;

приобретение информационной системы «Администрирование непроизводственных платежей», которая позволяет вести единую базу имущества и транспортных средств жителей столицы, осуществлять автоматическую актуализацию данных по собственникам, получать оперативную информацию о налоговой задолженности и формировать единое извещение по обязательствам.

Внедрение данной системы в перспективе предполагает дальнейшую цифровизацию процессов администрирования непроизводственных платежей с охватом дополнительных категорий налогоплательщиков, объектов налогообложения и плат от размещения рекламы, эмиссию в окружающую среду и другое;

улучшение качества управления активами путем принятия бесхозного имущества на баланс ответственных организаций, приватизации убыточных предприятий, передачи объектов в доверительное управление и другое;

осуществление проверок на предмет заключения трудовых договоров и ликвидации нелегальной занятости;

при отборе перечня проектов для льготного кредитования и субсидирования в рамках программ поддержки предпринимательства первоочередным критерием определено увеличение налогооблагаемой базы за счет создания новых рабочих мест, увеличения производственных мощностей и другое;

перевод работы центров занятости населения в проактивный формат в целях увеличения охвата граждан мерами по поиску работы и содействию в трудоустройстве;

инфраструктурное обеспечение территорий перспективной застройки;

развитие государственно-частного партнерства;

проведение системного мониторинга ввода в эксплуатацию строящихся объектов в целях обеспечения регистрации прав собственности для последующего налогообложения;

осуществление контроля за размещением визуальной наружной рекламы.

 

Бюджет города

Общий объем скорректированного бюджета города Астаны на 1 января 2019 года составил 431 747,6 млн. тенге, в том числе поступления: по собственным доходам – 263 976,2 млн. тенге; трансферты из РБ – 144 537,2 млн. тенге; займы – 6 383,5 млн. тенге, заимствование (выпуск ценных бумаг) – 11 100,0 млн. тенге, свободные остатки – 5 750,6 млн. тенге.

В общей структуре бюджета на развитие объектов города Астаны направлено 151 894,5 млн. тенге.

Расходы на социальную сферу составили 131 638,7 млн. тенге или 30,5 % от общего объема бюджета города на 2018 год.

 

Социальная защита

Уровень безработицы составил 4,5% (третий квартал 2018 года).

В январе-декабре 2018 года создано 22237 новых рабочих мест. Обеспечено занятостью 11155 человек, в том числе постоянными рабочими местами – 7571, временной работой – 635, за счет средств МБ на молодежную практику направлено 836, на социальные рабочие места – 183 и оплачиваемыми общественными работами – 1 930 человек.

Среднемесячная заработная плата одного работника за январь-декабрь 2018 года составила 237 538 тенге, с ростом на 5,6% к соответствующему периоду 2017 года.

 

Образование

Систему образования представляют 546 организаций с общим охватом более 240 тыс. детей, в том числе:

дошкольные учреждения – 337 единиц (96 государственных и 232 частных детских сада, 46 мини-центров, 3 ведомственных детских сада, 4 школы-комплекса) с охватом 50 тыс. детей.

На сегодня наблюдается дефицит мест, в очереди в детские сады в возрасте от 3 до 6 лет числятся 42 тыс. детей (100-150 детских садов).

В целом охват детей дошкольным воспитанием и обучением составил 90% против 78% в 2017 году:

общеобразовательные школы – 106 единиц (86 государственных школ (включая 1 вечернюю школу), 16 частных школ, 4 школы республиканского значения с охватом 161 тыс. человек, из них 22 тыс. – учащиеся 1-х классов.

Аварийные школы отсутствуют.

Если в 2017 году по городу было 11 школ с трехсменным обучением (средние школы № 5, 13, 14, 24, 27, 31, 40, 57, 64, 74, 75), то на сегодня количество указанных школ уменьшилось до 5 (№ 5, 14, 24, 31, 40).

Есть переполненные школы (20 школ, где количество детей превышает проектную мощность).

Потребность в строительстве школ до 2023 года – порядка 60 тыс. мест (37 школ, 10 пристроек и частные школы).

К началу 2018-2019 учебного года завершено строительство 4 новых зданий общеобразовательных школ.

По инициативе акимата внесены изменения в СНиП РК, регулирующие строительство школ, согласно которым мощность школ увеличена с 1200 до 3000 учеников, оптимизация расходов на строительство и коммуникации – до 15%.

Во исполнение поручения Главы государства по поэтапному внедрению подушевого финансирования среднего образования, с 1 января 2017 года в городе Астане начато подушевое финансирование 5 пилотных школ (средние школы № 2, 21, 23, 54, 62).

С 1 сентября 2018 года начата реализация подушевого финансирования в 75 государственных школах (кроме школ для одаренных детей и вечерней школы).

 

Здравоохранение

В целом по городу Астане отмечается следующая динамика основных медико-демографических показателей и показателей здоровья населения:

младенческая смертность – 6,6%, (по месту жительства) на тысячу родившихся живыми (в 2017 году – 6,4 %);

материнская смертность – 32,6 на 100 тыс. живорожденных (в 2017 году – 7,3).

Общая первичная заболеваемость снизилась на 2,7% в сравнении с аналогичным периодом и составила 66,123,22 на 100 тыс. населения на 31 декабря 2018 года против 67 926,75 на 100 тыс. населения за аналогичный период 2017 года.

Первичная заболеваемость злокачественными новообразованиями снизилась на 1,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 180,51 на 100 тыс. населения против 184,09 на 100 тыс. населения за отчетный период 2017 года.

Показатель первичной заболеваемости туберкулезом в сравнении с отчетным периодом 2017 года снизился на 10,3 % и составил на конец декабря 2018 года 48,36 на 100 тыс. человек населения против 53,94 на 100 тыс. населения в 2017 году.

За отчетный период 2018 года число впервые зарегистрированных травм и отравлений снизилось на 12,4% и составило 3 795,84 на 100 тыс. населения против 4 333,43 на 100 тыс. населения за 2017 год. Отмечается снижение показателя смертности от травм, отравлений на 15,5% с 6,19 на 100 тыс. населения по итогам 2017 года до 5,24 на 100 тыс. населения за январь-декабрь 2018 года.

_____________________________


Официальный сайт Президента Республики Казахстан
100 конкретных шагов
Послание Главы государства народу Казахстана
Стратегия «Казахстан 2050»
Валюта Покупка Продажа
$
P