Программа развития города Нур-Султан на 2021-2025 годы

Скачать документ

Программа развития города Нур-Султан на 2021-2025 годы

 

г. Нур-Султан, 2021 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. Паспорт Программы

 

РАЗДЕЛ 2. Анализ текущей ситуации
2.1 Анализ социально-экономического положения г. Нур-Султана
2.2 Комплексная характеристика основных проблем, рисков, сдерживающих факторов, конкурентных преимуществ и возможностей устойчивого социально-экономического развития столицы

 

РАЗДЕЛ 3. Основные направления, цели, целевые индикаторы и

пути их   достижения

Направление 1. Рост уровня благосостояния  и качества жизни населения города
Цель 1. Повышение  эффективности системы социальной защиты населения, обеспечение устойчивой и продуктивной занятости
Цель 2. Обеспечение образования будущего, доступного каждому
Цель 3. Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития (в т.ч. культивирование здорового образа жизни)
Направление 2. Город комфортный для жизни – «город для людей»
Цель 1. Создание безопасной и комфортной городской среды (доступность жилья, модернизация системы ЖКХ, уличное освещение, транспортная инфраструктура и др)
Цель 2. Сбалансированное развитие окраин города
Цель 3. Чистый город для нынешнего и будущего поколения

 

Направление 3. Современный конкурентоспособный город
Цель 1. Повышение конкурентоспособности экономики города и развитие технологических инноваций (в т.ч. стимулирование притока инвестиций в экономику города)
Цель 2. Создание благоприятной среды для роста экономической активности бизнеса
 

РАЗДЕЛ 4. Необходимые ресурсы

 

 

 

РАЗДЕЛ 1.Паспорт Программы

 

 

Наименование

 

Программа развития города Нур-Султана  на 2021-2025 годы
Основные характеристики региона Город Нур-Султан с 10 декабря 1997 года является столицей Республики Казахстан.

Расположен на севере страны, на берегах реки Ишим. Административно город разделен на 4 района (Алматы, Байконур, Есиль, Сарыарка).

На территории столицы площадью 797,3 км2 проживает         1,1 млн. человек или 6% от общей численности населения страны (18,8 млн. человек). Статус города-миллионера был достигнут в июне 2017 года.

Нур-Султан является одним из самых быстрорастущих мегаполисов на всем Евразийском пространстве.

На долю столицы в региональном разрезе приходится 10% ВВП. В структуре экономики преобладает сфера торговли – 18,6%, на долю строительства и промышленности приходится – 7,9% и 5,8% соответственно.

 

Направления и цели Направление 1. Рост уровня благосостояния и качества жизни населения города:

Цель 1. Повышение эффективности системы социальной защиты населения, обеспечение устойчивой и продуктивной занятости

Цель 2. Обеспечение образования будущего, доступного каждому

Цель 3. Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития

 

Направление 2. Город комфортный для жизни – «город для людей»:

Цель 1. Создание безопасной и комфортной городской среды

Цель 2. Сбалансированное развитие ЖКХ и транспортной инфраструктуры

Цель 3. Чистый город для нынешнего и будущего поколения

 

Направление 3. Современный конкурентоспособный город:

Цель 1. Повышение конкурентоспособности экономики города и развитие технологических инноваций

Цель 2. Создание благоприятной среды для роста экономической активности бизнеса

 

Необходимые ресурсы Источники финансирования: республиканский и местный бюджет, собственные средства инвесторов, заемные средства

Объемы финансирования (предварительные расчеты):

2021 год – 1 290,4  млрд. тенге

2022 год – 1 236,9  млрд. тенге

2023 год – 1 337,9  млрд. тенге

2024 год – 1 474,2  млрд. тенге

2025 год – 1 655,2  млрд. тенге

Объемы финансирования будут уточняться в Плане мероприятий по реализации Программы, а так же при утверждении и уточнении республиканского и местного бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Анализ текущей ситуации

 

2.1 Анализ социально-экономического положения г. Нур-Султана

Анализ ВРП города методом конечного потребления позволяет сделать несколько наблюдений. Нур-Султан, в отличие от республики в целом, в значительной степени зависит от объемов потребления органов государственного управления и валового накопления основного капитала. При этом экономика города носит неторгуемый характер, имеет отрицательный чистый экспорт.

Анализ ВРП методом добавленных стоимостей показывает, что город по-прежнему сильно зависит от сектора строительства и операций с недвижимостью, что подтверждает вывод о неустойчивости городской экономики в силу ее несбалансированности.

Структура занятости по секторам остается стабильной на протяжении исследуемого периода и в основном представлена секторами торговли, строительства, образования и государственного управления.

Инвестиции в основной капитал по-прежнему остаются важным фактором экономического роста. За 2017-2020 годы доля частных инвестиций выросла с 75,7% до 80%, то есть на 1 тенге гос. инвестиций приходится 4-5 тенге частных.

В структуре экономики по размерности бизнеса преобладает малый и средний бизнес. Он формирует 54,2% номинального ВРП города. Каждый третий житель столицы занят в предпринимательстве. Более половины налоговых поступлений в бюджет – это налоги от малого и среднего бизнеса.

За 2017-2019 годы уровень инновационной активности вырос в 1,6 раз.

Анализ секторов промышленности показывает, что на формирование его показателей наибольшее влияние оказывает обрабатывающая отрасль, доля которой в общем объеме производства составляет порядка 90%.

Сектора «экономики знаний» (информационные технологии, умные и технологичные производства, креативные сектора экономики, образование, здравоохранение, профессиональные и бизнес услуги) недостаточно развиты. Размеры сектора умных и технологичных производств в г. Нур-Султан небольшие – 1% от общего ВДС и 1,5% от общего числа занятых. Его доля невысока в рамках обрабатывающей промышленности – 23% ВДС и 32% занятости. Отрасль ИКТ занимает 5% от ВРП. Сектора креативной экономики отстают по показателям инфраструктуры от городов-ориентиров, а именно количеству театров, музеев, проведенных музыкальных выступлений, количеству библиотек и кинотеатров. В г. Нур-Султане ограниченное количество вузов, в которых можно получить образование в области креативных секторов, что свидетельствует об ограниченности развития сектора. Образование и здравоохранение также составляют незначительные доли от ВРП города – 3,5% и 3% соответственно.

По состоянию на 1 декабря 2020 года население столицы за 2017-2020 годы выросло на 14,5% и составило 1,180 млн чел., в основном, за счет миграции населения из других регионов Республики Казахстан. Увеличилась более чем 1,2 раза доля молодёжи в населении города ( с 194,1 тыс.чел.  до 233,7 тыс.чел.), число студентов университетов  ( с 30,03 тыс.чел. до 54,4 тыс. чел.).

Улучшаются показатели социального обеспечения, в частности в сферах обеспечения жильем и жилищно-коммунальными услугами, инфраструктурой здравоохранения и образования. Общий жилой фонд города за 3 года увеличился на 9,7% и превысил 22,7 млн. кв.метров, среднедушевая площадь жилых помещений выросла почти в 1,5 раза. Ожидаемая продолжительность жизни пло итогам 2019 года превысило 76,21 лет. Младенческая смертность снизилась более чем в 2 раза. Уровень безработицы в столице является самым низким по республике.

В г. Нур-Султан сегодня высокий уровень доходов населения и низкий уровень бедности по сравнению со среднереспубликанскими показателями. Среднедушевые денежные доходы в 1,6 раз выше, чем в среднем по республике. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума не превышает 1%. Это обеспечивает привлекательность г. Нур-Султана для межрегиональной миграции.

Созданы объекты национального значения: МФЦА, Назарбаев университет, республиканские медицинские центры, крупнейшие спортивные и культурные площадки. Благодаря созданной современной инфраструктуре в столице регулярно проводятся спортивные и деловые мероприятия мирового уровня.

 

2.2 Комплексная характеристика основных проблем, рисков, сдерживающих факторов, конкурентных преимуществ и возможностей устойчивого социально-экономического развития столицы

Анализ качества жизни охватывает различные сферы жизни населения, включая здравоохранение, образование, доступность жилья, доступ к коммунальной инфраструктуре, культура.

Проблемы в сфере образования – дефицит ученических мест и мест в дошкольных учреждениях, а также переуплотненность в школах.

В сфере здравоохранения проблемы качества связаны как высокой нагрузкой на инфраструктуру здравоохранения и низким уровнем обеспеченности медицинскими кадрами, что отрицательно сказывается на уровне медицинского сервиса, так и с отсутствием системного подхода к профилактике заболеваний.

Одной из ключевых проблем качества жизни является низкая доступность жилья. Несмотря на высокие темпы ввода нового жилья, аренда или приобретение жилья представляют собой значительную долю расходов домохозяйств.

Сильные стороны:

  • Статус столицы. Являясь административным, политическим и событийным центром государства, город стал площадкой для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Проведение саммита ОБСЕ, VII зимних Азиатских игр, переговоров по урегулированию ситуации в Сирии, ЭКСПО-2017 указывает на высокий потенциал г. Нур-Султана стать политико-управленческим центром макрорегиона в целом (ЕАЭС, Центральная Азия);
  • Становление в качестве международного политического и событийного центра для Центральной и Южной Азии, ЕАЭС и Китая. Нур-Султан имеет географически-центральное расположение и хорошо развитую инфраструктуру для проведения мероприятий широкого масштаба. Отели международного класса, конгресс-центры и спортивные стадионы большой площади являются существенным сравнительным преимуществом города. Их должная эксплуатация может стать драйвером роста делового и событийного туризма.
  • Наличие объектов с особым правовым статусом. Наличие передового образовательного кластера (Nazarbayev University), площадок взаимодействия науки и бизнеса (Astana Business Campus), привлекательной бизнес-среды в виде специальных экономических зон, уникальной площадки для развития финансового центра (МФЦА) призваны обеспечить город и субъекты предпринимательства высококвалифицированными кадрами и способствовать привлечению инвестиций для создания высокопроизводительных и конкурентоспособных производств.

Слабые стороны:

  • «Лжеурбанизация». Город, оставаясь магнитом для мигрантов, не имеет эффективной системы учета прибывающего населения. Это порождает ряд проблем, связанных с дефицитом инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры и возможностями адаптации значительной части групп, не имеющих навыков, требуемых городом.

Возможности:

  • Развитие кластера финансовых услуг. Открытие Международного финансового центра «Астана» представляет собой возможность создания и развития финансового сектора города. Развитие центра цепной реакцией будет влиять на повышение качества предоставляемых финансовых и бизнес услуг в городе, способствовать разработке финансовых технологий, увеличит уровень проводимых корпоративных операций, и создаст трансферт знаний и технологий, обеспечивая тем самым увеличение человеческого капитала.
  • Развитие секторов экономики знаний и креативных секторов. Глобальные города являются сосредоточением креативной экономики, создающей стоимость на знаниях, компетенциях и инновациях. Нур-Султан имеет все возможности стать центром креативной экономики и инновационных производств. В городе растет количество инновационных компаний и складывается кластер креативной экономики. Идет процесс «приземления» новых университетов и образовательных центров. С целью достижения эффективности для участников СЭЗ предусмотрены налоговые и таможенные льготы. Стоит отметить, что рост значимости «зеленой» экономики также может сыграть свою роль в росте инноваций и развитии альтернативных источников энергии.
  • Повышение эффективности за счет цифровизации. Мировой тренд на цифровизацию может стать источником повышения эффективности. В столице существует множество ниш в сферах жизнедеятельности города, где внутренние процессы могут быть оптимизированы благодаря цифровым решениям. Реализация концепции «Smart city», внедрение цифровых решений в сферах транспорта, образования, здравоохранения и государственных услуг являются первыми шагами по развитию в данном направлении. Необходимо оптимизировать внутренние процессы и создавать все необходимые условия для генерации цифровых решений.
  • Эффективный диалог с общественностью с ростом влияния гражданских сообществ. Глобальный тренд на рост влияния гражданских сообществ также проявляется и в Казахстане. Наблюдается рост гражданских активистов, желающий вести активный диалог с представителями государственных органов. Диалог с общественностью может повысить эффективность определения ключевых проблем развития, увеличить перечень возможных решений и скоординировать работу местных органов управления и жителей города с целью его развития.

Угрозы:

  • Несбалансированная экономика города и ухудшающийся уровень благосостояния населения. Текущий анализ благосостояния населения выявил ухудшающуюся динамику. Более того, сохраняется двукратный разрыв между среднемесячной и медианной заработной платой. Занятое население сосредоточено в отраслях с низкой и средней заработной платой. Увеличение доли расходов на продовольственные товары указывает на «обеднение» населения. Доступность жилья остается крайне низкой.
  • Неуправляемая миграция. Город остается центром притяжения для внутренних мигрантов. В отсутствие эффективной миграционной политики, городу придется столкнуться с проблемой образования окраин. Попытки ограничения миграции будут приводить к росту проблем лжеурбанизации.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

 

Направление 1. Рост уровня благосостояния и качества жизни населения города

 

Цель 1. Повышение эффективности системы социальной защиты населения, обеспечение устойчивой и продуктивной занятости

№ п/п Целевые

индикаторы

Единица измерения 2019 год факт 2020 год оценка 2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

2024 год

план

2025 год

план

Ответственные исполнители Источник информации/сроки отчетности
1 2 3     4 5 6 7 8 9 10
1

 

Количество созданных рабочих мест: ед. 26 699 27 180 27438 27540 27642 27744 27846

 

Заместитель акима города,

УЗСЗ

Ведомст.

данные

постоянных 22 799 15,000 15438 15500 16000 16500 17000
временных 3 900 12,180 12 000 12040 11642 11244 10846
2

 

Удельный вес трудоспособных получателей адресной социальной помощи (обусловленной денежной помощи), занятых и вовлеченных в активные меры содействия занятости (в общем числе трудоспособных получателей ОДП)

 

%  

 

 

 

 

 

 

55,1

 

58,2

 

58,2

 

58,7

 

58,8

 

60

Заместитель акима города,

УЗСЗ

административные данные МТСЗН
3 Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума % 1,9 1,9 1,8 1,8 1,8 Заместитель акима города,

УЗСЗ

административные данные МТСЗН

 

Пути достижения:

Реализация государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек»;

Реализация государственной программы «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы»;

Регулярное проведение ярмарок вакансий, переобучение по наиболее востребованным на рынке труда специальностям и направление на профессиональную подготовку и повышение квалификации;

Подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием (ТиПО) с учетом потребностей рынка труда;

Привлечение молодежи в возрасте до 29 лет к активным мерам содействия занятости (трудоустройство на постоянные, временные рабочие места, краткосрочное, профессиональное обучение, обучение основам предпринимательства, микрокредитование, выдача грантов);

Принятие мер по трудоустройству молодежи на постоянные рабочие места, привлечению к активным мерам занятости, реализации проектов «Жас кәсіпкер», «Жас маман»

Содействие в обеспечении занятости безработных и самозанятых и непродуктивно занятых;

Создание специальных рабочих мест и содействие в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями;

Принятие активных мер по содействию занятости трудоспособных членов семей, которые получают адресную социальную помощь в новом формате;

Усиление поддержки многодетных семей и совершенствование механизма адресной социальной помощи;

Выплата своевременно и в полном объеме социальных пособий малообеспеченным гражданам, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

Решение жилищного вопроса для малообеспеченных многодетных и неполных семей, а также семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

Реализация проекта «Бақытты отбасы»:  укрепление института семьи, духовно-нравственное воспитание детей;

Повышение эффективности социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями: модернизация инфраструктуры социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями и создание необходимых условия для безбарьерной среды;

Реализация проекта «Кедергісіз келешек»: содействие развитию инклюзивного образования; занятость граждан с инвалидностью и особыми потребностями;  обеспечение доступности социальной и транспортной инфраструктуры для граждан с инвалидностью и особыми потребностями;  вовлечение граждан с инвалидностью и особыми потребностями в социально-культурную и спортивную жизнь;

Реализация Программы партии «Nur Otan» до 2030 года «Общество благополучия: 10 целей десятилетия».

Обеспечение занятости населения путем создания рабочих мест, в т.ч. в рамках программ «Дорожная карта занятости»,

 

Цель 2. Создание условий для формирования личной успешности и развития компетенций жителей

№ п/п Целевые

индикаторы

Единица измерения 2019 год

факт

2020 год

оценка

2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

2024 год

план

2025 год

план

Ответственные исполнители Источник информации/сроки отчетности
1 2 3     4 5 6 7 8 9 10
4

 

Количество функционирующих аварийных и трехсменных школ % 8 3 4,9 2,8 1,8 0 0 Заместитель акима города,

УО

Ведомст.

данные

5

 

Охват детей (3-6 лет) дошкольным воспитанием и обучением % 98,4 99 99,1 99,2  99,3  99,4  99,4 Заместитель акима города,

УО

Ведомст.

данные

6 Доля NEET молодежи % 9.5 9.5 9.5 9 9 Заместитель акима города,

УпМП

Стат.данные

 

Пути достижения:

Реализация Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы;

Для решения вопросов трехсменных школ и дефицита ученических мест в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы выделены следующие пути достижения:

– ввод в эксплуатацию 2-х частных школ «Alpamys school» и «Tamos» на 1 200 мест каждая;

– строительство 34 школ и 13 пристроек в рамках Комплексного плана застройки города на 2019-2023 годы;

– строительство 9-ти государственных школ на 2 000 мест каждая, в рамках проекта ГЧП с BI Group;

– создание 32,7 тыс. ученических мест в 2021-2023 годах в рамках 29 инвестиционных проектов.

Для охвата детей дошкольным воспитанием и обучением запланированы следующие мероприятия:

– ввод в эксплуатацию второй корпус при действующем ГККП «Ясли-сад №50 «Жулдыз» на 140 мест на 1 этаже жилого комплекса;

– ввод в эксплуатацию детского сада для детей с нарушением зрения на 90 мест;

– открытие дополнительных групп на первых этажах жилых домов на 1500 мест:

– размещение государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях на 2500 мест;

В целях снижения переуплотненности школ и повышения качества образования в текущем году планируется заключить договора по строительству 6 школ по новой модели в рамках механизмов ГЧП и подушевого финансирования, что позволит сократить дефицит на 24 тыс. школьных мест.

Организация ярмарки вакансий;

Выделение грантов в рамках на поддержку молодежного предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития предпринимательства «Дорожная карта бизнеса – 2025»;

Реализация комплекса мероприятий по социализации молодежи категорий NEET «TRANSFORMATION;

Размещение государственных образовательных заказов в организациях технического и профессионального образования;

Выделение образовательных грантов на подготовку специалистов на базе ВУЗов;

Выделение образовательных социальных грантов;

Реализация проекта «TIME TO CHANGE: направленный на развитие профессиональных и личностных навыков молодежи».

Цель 3. Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития

№ п/п Целевые

индикаторы

Единица измерения 2019 год

факт

2020 год

оценка

2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

2024 год

план

2025 год

план

Ответственные исполнители Источник информации/сроки отчетности
1 2 3     4 5 6 7 8 9 10
7

 

Стандартизованный коэффициент смертности коэффициент

 

5,45 5,43 5,40 5,35 5,10 Заместитель акима города,

УОЗ

Стат.данные
8

 

Средняя обеспеченность населения спортивной инфраструктурой на 1000 человек % 29,0 29,5 30,0 30,5 31,0 Заместитель акима города,

УфКС

Ведомст.

данные

 

Пути достижения:

Реализация Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы;

Развитие инфраструктуры здравоохранения, в том числе за счет строительства перинатального центра (акушерского блока) на 250 коек на территории Многопрофильной городской больницы № 1 по пр. Кошкарбаева и центра ПМСП на 150 посещений в смену в пос. Интернациональный, многопрофильной городской больницы на 800 коек в районе «Сарыарка», городской поликлиники № 15 на 500 посещений в смену в районе «Алматы» и городской поликлиники № 16 на 250 посещений в смену в районе «Байконыр» открытие врачебных амбулаторий;

Реализация ОСМС и поддержка добровольного медицинского страхования для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения;

Строительство Центра ядерной медицины, расположенного по адресу ул. Е495;

Укрепление первичной медико-санитарной помощи путем дальнейшего обучения специалистов по внедрению программ управления заболеваний и универсально-прогрессивной модели патронажа, обеспечения компьютерной техникой, доступом к сети Интернет и перехода на безбумажное ведение медицинской документации в электронном формате. Повышение качества оказываемых медицинских услуг путем доведения к 2025 году доли аккредитованных в области здравоохранения поставщиков медицинских услуг, заключивших договора с Фондом социального медицинского страхования, до 73,85%. Внедрение инновационных методов лечения и технологий, в том числе в области биофармацевтики;

Развитие человеческих ресурсов путем переподготовки и повышения квалификации, в том числе в ведущих клиниках мира, порядка 1000 врачебных кадров и 1500 среднего медицинского персонала;

Проведение около 500 тыс. скрининговых осмотров (услуг) с целью профилактики и выявления заболеваний на ранних стадиях;

Создание частных медицинской организаций, Центров АПП с оказанием качественной медицинской помощи населению столицы по принципу «10-минутной доступности семейных врачебных амбулаторий, сокращении времени приезда скорой помощи до 7 минут за счет развития амбулаторно-поликлинического звена с применением механизмов ГЧП.

Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в районах, наиболее остро нуждающихся в развитии инфраструктуры для занятия физкультурой и спортом:

2021 год – 3 объекта:(в жилых массивах Ильинка, Көктал-2,Өндіріс)

2022 год – 1 объекта: (в жилом массиве Железнодорожный)

Улучшение спортивной инфраструктуры, путем создания условий в парках города для занятия спортом (установка быстровозводимых модульных конструкций для раздевалок, душевых кабин, хранения инвентаря), а также строительства физкультурно-оздоровительных комплексов на окраинах города;

Реализация проекта в рамках государственно-частного партнерства Модернизация и эксплуатация дворца спорта «Казахстан» предполагающего создание современного дворца спорта, соответствующего современным требованиям спортивных сооружений за счет применения интеллектуальных технологий.

Снижение нагрузки на бюджет за счет отсутствия необходимости изыскания в короткий срок полной суммы для реконструкции данного объекта, а также отсутствием бюджетных выплат на содержание и эксплуатацию объекта на период последующих 15 лет, создание дополнительных 150 рабочих мест.

Охват окраин города физкультурой и спортом, путем организации бесплатных тренировок во всех дворах по футболу, шахматам, стрит воркауту, баскетболу, детскому фитнесу. Это позволит охватить 100% детей и подростков окраин физической культурой и спортом.

Направление 2. Город комфортный для жизни – «город для людей»

 

Цель 1. Создание безопасной и комфортной городской среды

 

      № п/п Целевые

индикаторы

Единица измерения 2019 год

факт

2020 год

оценка

2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

2024 год

план

2025 год

план

Ответственные исполнители Источник информации/сроки отчетности
1 2 3 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

9

 

Обеспеченность жильем на одного проживающего  кв. м 30,5 33,6 34,6 35,6 36,6 37,6 38,6 Заместитель акима              города,

УЖиЖИ, УС

Стат.данные
10

 

Количество проблемных объектов долевого строительства ед 10 7 5 0 0 Заместитель акима
города,УККГС
Ведомст.

данные

11

 

Доля населения, использующая общественный транспорт для передвижения % 42 45 47 49 51 53 54 Заместитель акима
города,УТиРДТИ
Ведомст.

данные

12

 

Уровень обеспеченности инфраструктуры противодействия чрезвычайным ситуациям % 94,8 94,8 67,8 72,0 73,7 75,0 76,7 Заместитель акима
города,ДЧС, УС
Ведомст.

данные

 

Пути достижения:

Обеспечение комплексного решения проблем развития жилищного строительства путем:

выделения подготовленных земельных участков в соответствии с генеральными планами, проектами детальной планировки и правилами;

целенаправленного подведения к запланированным участкам застройки инженерно-коммуникационной инфраструктуры, включающей инженерные сети тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, телефонизации, водоотведения;

Ежегодный прирост ввода жилья в объеме не менее 1,3% с целью доведения к 2025 году показателя по обеспеченности жильем до 38,6 кв. метров;

Завершение начатых объектов строительства в рамках государственных программ;

Строительство арендного жилья без права выкупа в 2021 году- 81,1 тыс.кв.м., в 2022 году – 69 тыс.кв.м., кредитного жилья в 2021 году- 79,4 тыс.кв.м., в 2022 году – 34,2 тыс.кв.м ;

Развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов застройки многоквартирного жилья;

Предоставление жилищных сертификатов для покрытия первоначального взноса при приобретении жилья по программе ипотечного жилищного кредитования «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи» и в рамках Государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер» как социальную помощь или социальную поддержку;

Привлечение общественности к участию в городском планировании и внесении корректировок в применяемые принципы городского планирования;

Для возобновления строительства проблемных объектов проводится большая работа, в 2021 году планируется сдать – 10 объектов (5 тыс. дольщиков), в 2022 году – 7 объектов (1050 тыс. дольщиков), в 2023 году – 5 объектов (2 тыс. дольщиков);

Решению проблемы перегруженности общественного транспорта за счет увеличения количества автобусов на линиях на 300 единиц и запуска шести новых маршрутов до 2022 г.;

Обустройство дорожного полотна, остановочных пунктов, павильонов, конечных пунктов для движения общественного транспорта и светофорных объектов по городу

Расширение специальных выделенных полос для общественного транспорта;

Расширение участков с односторонним движением;

Модернизация маршрутной сети путем выпрямления схем маршрутов, запуска новых маршрутов;

Строительство четырех пожарных депо, из которых для трёх пожарных депо (мкр.Уркер, ул. Коктал и ул. № 28) проводятся мероприятия по проектированию и выделен земельный участок для строительства пожарного депо в ЖМ «Интернациональный».

Поэтапное обновление пожарной техники, в рамках услуг финансового лизинга по программе АО «Фонд развития промышленности» (БРК «Лизинг») по первому этапу заключен договор на закупку 10 ед. техники на общую сумму        1,8 млрд. тенге, в рамках второго этапа планируется приобретение 48 ед. техники на общую сумму 3,1 млрд. тенге на    четыре последующих года.

 

Установка автономных датчиков оповещения повышенного уровня угарного газа и дыма в жилых домах социально-уязвимых слоев населения.

Завершение мероприятий по реконструкции русла реки Есиль за мостом по улице Бейсековой (6 очередь) и русла ручья Сарыбулак.

Цель 2. Сбалансированное развитие ЖКХ и транспортной инфраструктуры

№ п/п Целевые

индикаторы

Единица измерения 2019 год

факт

2020 год

оценка

2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

2024 год

план

2025 год

план

Ответственные исполнители Источник информации/сроки отчетности
1 2 3     4 5 6 7 8 9 10
13

 

Доступ населения, к услугам водоснабжения % 95,4 96 97 98 99 99,5 100 Заместитель акима города,

УТЭККХ

Ведомст.

данные

14

 

Доля автодорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии % 83,6/16,7 81,1/18,9 84 / 16 86,9/13,1 92,9/ 7,1 96,3/ 3,7 100 Заместитель акима города,

УТиРДТИ

Ведомст.

данные

 

Пути достижения:

Проведение мероприятий по реконструкции, капитальному и среднему ремонту автомобильных дорог городского значения с целью снижения аварийности на автомобильных дорогах;

Реконструкция существующих и строительство новых объектов коммунального сектора за счет привлечения инвестиций субъектов естественных монополий;

Реконструкция подающего водовода на НФС от насосной станции 1-го подъема. (Участок от НС 1-го подъема до ж.м. Железнодорожный);

Строительство сетей водоснабжения по ул. Ушконыр, пер Акпан и ул. Кеншагыл;

Строительство сетей водоснабжения и водоотведения в ЛПУ;

Строительство новой насосно-фильтровальной станции в жилом массиве Интернациональный;

Проведение мониторинга водоснабжения, т.е. инвентаризация и паспортизация инженерных сетей;

Строительство путепровода для решения проблемы затора транспортных средств у переезда через ж/д пути в районе жилого массива Өндіріс;

Строительство автодорожного моста через реку Есиль по проспекту Тәуелсіздік, что позволит перевести 40% потока с пр. Мәңгілік Ел на проспекты Ұлы дала и Тәуелсіздік;

Строительству новых улиц и инженерных сетей;

Ремонт более 250 улиц для создания комфортных условий для всех участников дорожного движения;

Асфальтирование дорог в жилых массивах в рамках программы “Развитие окраин”.

Цель 3. Чистый город для нынешнего и будущего поколения

№ п/п Целевые

индикаторы

Единица измерения 2019 год факт 2020 год оценка 2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

2024 год

план

2025 год

план

Ответственные исполнители Источник информации/сроки отчетности
1 2 3     4 5 6 7 8 9 10
15

 

Доля переработки и утилизации ТБО % 16 15 75 75 75 75 75 Заместитель акима города,

УООСП

Ведомст.

данные

 

Пути достижения:

Внедрение поэтапной модернизации мусороперерабатывающего комплекса с переводом типа сортировки отходов с «ручного» на «полуавтоматический» в 2021-2022 годы;

Проведение ремонта действующих и установка новых контейнерных площадок со специальным и урнами для утилизации ртутьсодержащих ламп и приборов в среднем за 5 лет около 500 контейнеров;

Реализация «Комплексного плана мероприятий по вопросу утилизации ртутьсодержащих ламп у населения»;

Демеркуризация ртутьсодержащих приборов и люминесцентных ламп в бюджетных организациях до 2025 года;

За счет инвестиционных средств планируется строительство завода по энергетической утилизации твердых бытовых отходов с двумя линиями механизированной (ручной) сортировки, трехуровневой автоматизированной системы сортировки с последующим сжиганием;

Продолжить реализацию пилотного проекта по раздельному сбору ТБО в жилом фонде города за счет создания соответствующей инфраструктуры различного типа контейнеров на контейнерных площадках;

Развитие системы сортировки и переработки твердых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса;

До 2025 года за счет проведения промышленными предприятиями природоохранных мероприятий уменьшение объемов выбросов загрязняющих веществ до 103,0 тыс. тонн;

Развитие систем экологического мониторинга со свободным онлайн-доступом;

Использование современных технологий (в т.ч. СКОЖ) для выявления несанкционированных свалок, установления виновных лиц;

Реализация природоохранных мероприятий на Вячеславском и Кояндинском водохранилищах.

 

 

Направление 3. Современный конкурентоспособный город

 

Цель 1. Повышение конкурентоспособности экономики города и развитие технологических инноваций

№ п/п Целевые

индикаторы

Единица измерения 2019 год

факт

2020 год

оценка

2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

2024 год

план

2025 год

план

Ответственные исполнители Источник информации/сроки отчетности
1 2 3     4 5 6 7 8 9 10
16

 

ИФО ВРП %  

 

102,8 103,8 103,6 105,0 105,0 Заместитель акима города,

УЭБП, АБП

Стат.данные
17

 

Рост объема несырьевого экспорта % к предыдущему году 102,0 102,5 103,4 104,0 105,0 Заместитель акима города,

УИРП

Стат.данные
18 Инвестиции в основной капитал в обрабатывающую промышленность млрд. тенге 13,1 13,5 14,1 15,0 15,3 Заместитель акима города,

УИРП

Стат.данные
19

 

Рост производительности труда:
в обрабатывающей промышленности % к предыдущему году 109,9 111,6 107,5 105,7 107,2 105,9 105,6 Заместитель акима города,

УИРП

Стат.данные
в сельском хозяйстве 64,4 97,6 80,0 100,7 102,0 103,0 104,1 Заместитель акима города,

УИРП

Стат.данные

Пути достижения:

Реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы;

Реализация 12 новых инвестиционных проектов в отрасли обрабатывающей промышленности на 10 млрд. тенге, с созданием порядка 200 рабочих мест на территории Индустриального парка, в том числе:

строительства завода по производству строительных подъемных машин и механизмов (башенные самоподъемные краны, фасадные лифты, грузовые подъёмники) ТОО «Лашын Фактори»;

строительство цеха по производству мебельных корпусов и изделий из дерева ТОО «Wood Expert»;

строительство завода по производству полиэтиленовых и полипропиленовых труб и завода металлических теплоизолированных труб в пенополиуретановой изоляции ТОО «Kerim Plastic Pipes»;

строительство завода по производству закрытого высоковольтного вакуумного автоматического выключателя серии VS1-12kV ТОО «Bolashak Electric»;

строительство завода по производству трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией ТОО «Central Asia Pipes»;

строительство высокотехнологичного мясоперерабатывающего комплекса полного цикла ТОО «Aizet Farms»;

строительство завода по организации производству лакокрасочной продукции, антикоррозионных и огнезащитных покрытий ТОО «Завод ВМП Астана».

Полное завершение до 2025 года строительства инженерной инфраструктуры Индустриального парка № 1 СЭЗ «Астана – новый город»;

Завершение до 2025 года строительства 1 пускового комплекса 1-очереди инженерной инфраструктуры Индустриального парка № 2 СЭЗ «Астана-Технополис»;

Расширение экспортной номенклатуры региона за счет создания новых производств (такие проекты как, заводы по производству строительной техники (башенные краны, фасадные лифты, грузовые подъемники), теплоизолированных труб, лакокрасочной продукции и др.);

стимулирование и продвижение экспорта готовой продукции, в том числе на рынки стран ЕАЭС, путем государственной поддержки по возмещению экспортных затрат не менее 5 промышленным предприятиям в год;

реализация Программы «Национальная экспортная стратегия»;

развитие экспортного потенциала столицы путем увеличения объемов АО «Казатомпром», АО «Казмунайгаз», АО «Казахмыс»;

Оказание мер поддержки предприятиям путем взаимодействия с институтами развития (Экспортная страховая компания «KazakhExport», Казахстанский центр индустрии и экспорта, Внешнеторговая палата Казахстана) с целью освоения производства новых экспортоориентированных товаров, расширения географии экспортных поставок продукции на внешние рынки.

Увеличение производительности труда за счет создание новых высокотехнологичных производств, а также увеличение инновационной продукции в структуре ВРП города более 2% (такие проекты как, заводы по производству строительной техники (башенные краны, фасадные лифты, грузовые подъемники), теплоизолированных труб, лакокрасочной продукции и др.).

 

 

Цель 2. Создание благоприятной среды для роста экономической активности бизнеса

№ п/п Целевые

индикаторы

Единица измерения 2019 год

факт

2020 год

оценка

2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

2024 год

план

2025 год

план

Ответственные исполнители Источник информации/сроки отчетности
1 2 3     4 5 6 7 8 9 10
20

 

Доля малого и среднего бизнеса в ВРП % 55,1 50,8 51,0 51,5 52,2 53 53,5 Заместитель акима города,

УИРП

Стат.данные
21

 

Уровень коррупции % 50 52 54 56 58 Заместитель акима города,

ДАРКПК КО

Аппарат    акима

Административные данные АПК

 

Пути достижения:

Реализация Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» через:

субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/банка развития/лизинговых компаний, выданных предпринимателям;

частичное гарантирование кредитов банков/банка развития, выданных предпринимателям;

обеспечение недостающей инфраструктурой проектов предпринимателей;

предоставление государственных грантов на инновационные и новые бизнес-идеи;

Реализация Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» через:

микрокредитование начинающих и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;

частичное гарантирование кредитов банков второго уровня, выданных начинающим и действующим субъектам малого и среднего предпринимательства;

Реализация местной программы кредитования малого и среднего предпринимательства;

Оказание ежегодной поддержки порядка 300 субъектам предпринимательства, в том числе начинающим предпринимателям за счет мер государственной поддержки, предусмотренных в государственных программах;

Продвижение инвестиционного и туристского потенциала города Нур-Султана в международном и внутреннем пространстве;

Обучение основам предпринимательства;

Оказание услуг по принципу «одного окна» в целях улучшения условий ведения бизнеса;

Решение проблем жителей города – с помощью таких инструментов, как проектный офис «Астана адалдык аланы», общественная приёмная партии, проект Open akimat, проект «Бюджет участия» и приемы граждан государственными органами;

Оптимизация работы в сферах:

– образования – ротация директоров школ, автоматизация государственных закупок школьного питания;

– здравоохранения – цифровизация паспортов здоровья;

– транспорта – 100% оснащение системами электронной оплаты;

– строительства и земельных отношений (цифровизация инженерных сетей и земельного кадастра, оцифровка городских сетей в 3D формат, а также создание геоинформационного портала);

Оптимизация бизнес-процессов, устранение административных барьеров и автоматизация государственных услуг также существенно снижают коррупционные риски;

Осуществление проекта «Интерактивная карта открытых бюджетов».

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

 

Для успешной реализации Программы развития города Нур-Султан будут консолидированы бюджетные и частные финансовые ресурсы. При этом направление бюджетных средств сконцентрируется на финансовом обеспечении социальных задач, развитии инфраструктуры, оказании мер поддержки бизнеса, средства частного сектора – на проектном финансировании.

Для достижения целевых индикаторов Программы предполагаемые объемы непосредственных затрат составят порядка 6,994,6 млрд. тенге, в том числе:

Источник

финансирования

2021 год* 2022 год* 2023 год* 2024 год* 2025 год*
1 2 3 4 5 6 7
1 Бюджетные средства 470 450 334 876 345 723 362 960 388 367
МБ 318 324 322 116 339 215 362 960 388 367
РБ 152 126 12 760 6 508    
2 Частные средства 820,0 902,1 992,2 1 111,3 1 266,9
  Всего: 1 290,4 1 236,9 1 337,9 1 474,2 1 655,2

* Объемы финансирования будут уточняться в Плане мероприятий по реализации Программы, а также при утверждении и уточнении республиканского и местного бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 


Қазақстан Республикасы Президентінің ресми сайты
100 нақты қадам
Мемлекет басшысының Қазақстан халқына Жолдауы
«Қазақстан-2050» стратегиясы
Валюта Покупка Продажа
$
P